Ангелы
Им не ведьмы наши распри, раздоры, войны, гнев, ненависть и зависть. Насыщаются они сладостью созерцания красоты Божественной и познанием премудрости вечной. Так, в непрестанном созерцании Бога, в постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда несмолкающем песнесловием безмерной славы и величия Его живут на небе ангелы
Ангелы, как бесплотные духи не знают нашего ни пространства (сейчас он в одном месте, в мгновение ока - в другом), ни нашего времени.
Ангелов огромное количество, и все они разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина.
Серафимы
Из всех чинов небесных Серафимы — самые ближайшие к Богу; они — первые участники Божественного блаженства, первые сияют светом великолепной Божественной славы. Бог есть Любовь, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим — и самое слово означает: пламенный, огненный. Пламенно горящая Любовь Божественная, неисчислимостью Своего милосердия, безмерностью Своего снисхождения ко всем тварям, а наипаче всего к роду человеческому, ради которого Любовь эта смирила себя даже до креста и смерти, приводит Серафимов всегда в неописуемый священный трепет, повергает их в ужас, заставляет содрогаться все существо их. Не могут сносить они великой этой Любви. Закрывают двумя крыльями лица свои, двумя крыльями ноги свои и двумя летают, в страхе и трепете, в благоговении глубочайшем поющие, вопиющие, взывающие и глаголящие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф!»
Сами горя любовью к Богу, шестокрылатые Серафимы воспламеняют огонь этой любви и в сердцах других, огнем Божественным пред очищая душу, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь.
Престолы
Престол - третий чин ангельский - является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы преимущественно пред всеми чинами ангельскими ощущают, созерцают Бога как Царя Славы, Царя всего мироздания. Царя, творящего суд и правду. Царя Царствующих, как Бога Великого, Крепкого и Страшного (Втор. 10, 17).
Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают как бы в сердца людские преисполнившие их самих волны величия и славы Божественной.
Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие раскаты грома, блеск молнии, дивные виды природы, высокие горы, дикие скалы, богослужение в каком-либо великолепном большом храме — все это часто настолько захватывает душу, так ударяет по струнам сердца, что человек готов бывает слагать и петь хвалебные псалмы и песни, пред ощущаемым величием Божим исчезает, теряется, падает ниц. Знайте, такие святые минуты ясного ощущения величия Божия бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению, бросают в сердца наши блестки его.
Чин Господствия
Господствия - четвертый чин ангельский.
Для Серафимов Бог — пламенно горящая Любовь; для Херувимов — вену светящаяся Премудрость; для Престолов Бог — Царь Славы; для Господств Бог есть Господь-Промыслитель. Преимущественно перед всеми другими чинами Господствия созерцают Бога именно как Промыслителя, воспевают Его попечение о мире: усматривают и в мори путь, и в волнах стезю Его крепкую (Прем. 14, 3), со страхом взирают, как Той применяет времена и лета, поставляет цари и проставляет (Дан. 2, 21). Полные священного восторга и умиления, приникают Господствия в многоразличные заботы Божий: как одевает Он небо облик, одевает крины сильные, «яко ни Соломон во всей славе своей облачается, яко един от сих», уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву и злак на службу человеком: дает скотом пищу их, и птенцам врановым призывающим Его (Пс. 146, 8-9). Дивятся Господствия, как Бог, столь великий, обнимает всех и вся попечением Своим; хранит и бережет каждую былинку, каждую мошку, самую малейшую песчинку.
Созерцая Бога как Промыслителя — Строителя мира, Господствия и людей научают устроить самих себя, свою душу; научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками» утеснять плоть, давая простор духу. Господствия нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли. Пусть взывает таковой: «Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне над страстями моими!»
Чин Силы
Пятый чин ангельский - Силы.
Преимущественно пред всеми другими чинами этот чин ангельский созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог — Чудотворец. «Ты еси Бог творяй чудеса», — вот что составляет предмет постоянного их хваления и славословия. Силы вникают в то, как «идеже хощет Бог побеждается естества чин». О, как же восторженны, как торжественны, как дивны должны быть эти песни их! Если и мы, облеченные плотью и кровью, когда бываем свидетелями какого-либо явного чуда Божия, например, прозрения слепого, восстановления безнадежно больного, приходим в неописуемый восторг и трепет, поражаемся, умиляемся, то что же сказать о Силах, когда им дано видеть такие чудеса, которых наш ум и представить не может. Да притом они могут вникать в самую глубину этих чудес, им открыта их цель высочайшая.
Чин Власти
Шестой чин ангельский - Власти. Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего, «всякую власть имущаго на небеси и на земли». Ангелы шестого чина — самые ближайшие, постоянные свидетели Божия всемогущества, предпочтительно пред другими им дано ощущать его. От постоянного созерцания Божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею эти ангелы исполняются, проникаются этою властью так, как раскаленное железо проникается огнем, почему и сами становятся носителями этой власти, и именуются: Власти. Власть, которою они облечены и преисполнены, невыносима для дьявола и всех полчищ его, власть эта обращает дьявольские полчища в бегство, в преисподнюю, во тьму кромешную, в тартар.
Вот почему все мучимые от дьявола должны молитвенно призывать в помощь Власти. О всех бесноватых надо ежедневно молиться Властям: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его мучащего, или ее мучащую!»
Когда нападает на душу бес уныния, также надо молиться Властям, дабы властью своею отогнали они этого беса. С верою, в простоте сердечной призываемые, Власти не замедлят придти на помощь, прогонят беса, и одержимый бесом почувствует себя свободным от него, почувствует простор и легкость в душе своей.
Начала
Седьмой чин ангельский составляют Начала. Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водою, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». Гром, молния, буря... всем этим управляют Начала и направляют, как угодно то воле Божией. Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими.
Архангелы
Восьмой чин - Архангелы. Этот чин, говорит святой Дионисий, «определен для научения». Архангелы — это учители небесные. Чему же они учат? Учат они людей, как жизнь им свою устраивать по-Божьи, т.е. согласно с волею Божей.
Разные пути жизни принадлежат человеку: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные роды службы. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Господь волю Свою о человеке. Архангелы знают посему, что ожидает известного человека на том или другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны, поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный для него.
Кто разбился жизнью, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно: «Архангелы Божий, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумите, научите меня, какой мне выбрать путь, в онь же пойду, да благоугожду Богу моему!»
Есть семь архангелов:
1. Михаил: он есть первый служитель Божественной славы, страж, защитник и забрало Божией чести.Михаил считается величайшим ангелом во всех трех главных религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Его имя, означающее "тот, кто как Бог", впервые встречается у халдеев (Месопотамия), которые почитали его как божество. В исламе его имя произносится Микал.
А Его традиционно считают главным хора силы, главным хора архангелов, князем присутствия, ангелом раскаяния, праведности, милости и посвящения; а также правителем четвертого неба, победителем Сатаны. Считают также, что Михаил помогал четырем другим великим ангелам - Гавриилу, Уриилу, Рафаилу и Метатрону - похоронить Моисея и что именно он спорил с Сатаной о том, кому принадлежит тело. Оккультисты часто приравнивали Михаила к Святому Духу, Логосу, Богу и Метатрону, а в книге Барух III говорится, что Михаил "держит ключи от царства небесного".
В древних персидских писаниях его называли Бештером - "кормильцем человечества". Это делает его двойником Метатрона. Говорят также, что из слез, пролитых Михаилом о грехах правоверных, получился херувим. В христианстве Михаил предстает как Святой Михаил, и он также известен как ангел Страшного суда.
Михаил, как и Гавриил, - любимый персонаж художников, чаще всего изображающих его с крыльями и обнаженной шпагой воина Божьего и победителя Дракона. Хотя в эпоху Ренессанса его изображали во всевозможных видах, Михаил всегда оставался молодым, сильным, красивым, обычно одетым в кольчугу и вооруженным шпагой, щитом и пикой, все это ярко сияющее, одним словом - готовым к битве. На многих росписях он изображен в схватке с Сатаной, который в этом контексте часто изображается в облике змея или дракона.
Иногда на голове у Михаила рисуют увенчанную драгоценными камнями корону. Крылья обычно весьма внушительны, а в руке у Михаила обычно весы правосудия. В исламских писаниях крылья Михаила описаны как "цвета зеленого изумруда", а сам он покрыт "шафранной шерстью, на каждой шерстинке по миллиону лиц и ртов и столько же языков, каждый из которых на своем диалекте испрашивает милости.
Среди обнаруженных недавно Свитков с берегов Мертвого моря есть один, озаглавленный "Война сынов света с сынами тьмы", где Михаил назван "князем света". Он борется против ангелов тьмы, которыми командует демон Велиар. В "Еврейских легендах" Гинзберг считает Михаила предвестником Шехины, а также ангелом, приведшим Асену из Палестины в качестве жены для Иосифа, а также тем, кто спас спутников Даниила от яростной печи. Михаил, которого также считают посредником между Мордекаи и Эстер и разрушителем Вавилона, якобы известил павших ангелов о всемирном потопе. Когда он плакал, его слезы превращались в драгоценные камни.
Некоторые религиозные деятели утверждают, что именно в нынешнем веке произойдет новое явление Михаила.
Михаил является популярной фигурой в движении "Нового Времени" метафизической субкультуры. Еще до возрождения интереса к ангелам, последователи "Нового Времени" вызывали Михаила во время религиозных церемоний и сеансов спиритизма.
2. Гавриил — служитель Божественной крепости и изъявитель сокровенных Божих тайн.Гавриил - один из четырех архангелов, названных в еврейских писаниях, считается одним из двух ангелов высшего ранга в иудаистской, христианской и исламской религиях, Помимо Михаила, он единственный из ангелов, названных по имени в Ветхом завете.
Имя Гавриил, что означает "Бог есть моя сила", халдейского происхождения и было неизвестно евреям до вавилонского плена. В первоначальном списке парси из 119 ангелов имя Гавриила отсутствует. Гавриил, описанный как существо со 140 парами крыльев, является управляющим Эдема и правителем херувимов. Он также ангел Благовещения и Воскрешения, ангел милости, мщения, смерти и откровения.
"Гавриил - уникальный архангел в том смысле, что это, почти наверняка, единственная женщина в высших сферах. Кроме того, говорится, что Гавриил сидит по левую руку от Бога, местом обитания которого считают седьмое (а иногда десятое) небо. Это служит еще одним подтверждением того, что Гавриил - женщина. Женскую суть Гавриила подтверждает также известная история о том, как она взяла неизменно протестующую душу из рая и наставляла ее девять месяцев, пока она оставалась в чреве матери.
Поскольку Гавриил считается главным послом Бога к человечеству, чаще всего ее изображают именно в этой роли, то есть в компании с лицом, которому адресовано то или иное послание. Гавриил обычно изображался как величественная особа в богатых одеждах, иногда с короной на голове и скипетром в руке. Ее правая рука обычно вытянута в приветствии, тогда как дева Мария безучастно сидит.
Однако, начиная примерно с 14-го века, они как бы меняются ролями, то есть на первый план выходит Мария, как будто она уже стала Царицей Ангелов, а Гавриил - лишь один из ее подопечных. На этих более поздних полотнах Гавриил несет вместо скипетра лилию, как символ чистоты девы Марии, или свиток, на котором по латыни начертаны первые строки "Аве Мария".
3. Рафаил — служитель Божественных целеб (врачеваний), чудесно свыше на немощное естество изливаемых.Рафаил - один из немногих ангелов, названных по имени в библейских писаниях. Его имя - халдейского происхождения и означает "Бог излечил", или "сияющий, кто лечит". Первоначально его звали Лаббиил; на иврите "рафа" означает "лекарь", "доктор" или "хирург". Он правит ангелами исцеления. Часто он ассоциируется с обликом змеи.
Рафаил впервые появляется в "Книге Товита", где он, замаскированный, путешествует с сыном Товита. Он показывает Товии, поймавшему огромную рыбину, как лучше использовать ее органы: "сердце, пузырь и печень ... они нужны для медицинских целей... пузырь хорош, чтобы закапывать глаза, в которых появилось бельмо, и тогда болезнь пройдет". В конце путешествия Рафаил раскрывает свою сущность и объясняет, что он - "один из семи святых ангелов", стоящих у трона Господня.
Он - "один из четверых, исцеляющих все болезни и все раны детей человеческих", и одновременно один из "наблюдателей". Рафаил - один из трех ангелов, посетивших Авраама (два других - Гавриил и Михаил). Ему приписывают исцеление Авраама от боли при обрезании, которое патриарх был вынужден сделать в преклонном возрасте, поскольку пренебрег этим ритуалом в молодости. Кроме того, Рафаил был послан Богом, чтобы исцелить Иакова от боли в бедре после битвы с "темным противником" в Пенуэле.
Будучи правителем над исцеляющими ангелами, Рафаил одновременно является регентом Солнца, главой ранга сил, правителем юга, защитником запада, правящим князем второго неба, надзирателем за вечерними ветрами, охранником древа жизни в Эдемском саду, одним из шести ангелов покаяния, а также ангелом молитвы, любви, радости и света. Рафаил также ангел науки и знания и наставник Исаака.
Хотя Рафаил официально отнесен к рангу сил, считается, что у него шесть крыльев, как у серафима, и одновременно он принадлежит к рангам херувимов, господств и властей. Он считается самым общительным и забавным из всех ангелов, и его часто изображают беспечно болтающим с простыми смертными.
Согласно легенде, изложенной в "Откровении Соломона" Фредерика Конибера, когда Соломон просил Бога помочь в постройке храма, Бог подарил ему волшебное кольцо, которое царю иудеев доставил лично Рафаил. Кольцо обладало властью подавлять всех демонов, и Соломон сумел закончить строительство храма, "поработив" всех демонов. Диаграмма одной из гностических сект - офитов - изображает Рафаила как земного демона в облике зверя и в сопровождении трех других ангелов - Михаила, Суриила и Гавриила.
Рафаила часто изображают в компании с Товией - главным героем "Книги Товита". Он особо благоволит к пилигримам и другим путешественникам; его часто самого изображают в облике странника - с посохом пилигрима и обутым в сандалии. Иногда через плечо у него перекинута фляга с водой или котомка. Выражение его лица обычно доброжелательно, словно он - человек, а не могущественный ангел. Изображали Рафаила по-разному: как крылатого святого, ужинающего с Адамом и Евой, как "общительного архангела", как "шестикрылого серафима", как одного из семи ангелов присутствия.
4. Уриил — свет и огонь, освещающий познанием Бога и разжигающий сердца человеческие любовью Божественною. Уриил, чье имя означает "огонь Божий", - один из ведущих ангелов в неканонических писаниях. Его называют по-разному: серафимом, херувимом, "регентом солнца", "пламенем Божьим", ангелом присутствия, правителем Тартара (ада), архангелом спасения и, в более поздних писаниях, - Фану-илом ("ликом Божьим"). Имя Уриил могло произойти от имени пророка Урии. В апокрифах и сочинениях оккультистов Уриил приравнивается к Нуриилу, Уриану, Йеремиилу, Вретилу, Сариилу, Пуруилу, Фануилу, Иехоилу и Исрафилу.
Его часто отождествляют с херувимом, "стоящим у врат Едема с огненным мечом", или с ангелом, "следящим за громом и террором" ("Первая книга Еноха"). В Апокалипсисе Св. Петра он выступает в роли Ангела Раскаяния, изображенного столь же безжалостным, как и любой демон.
В "Книге Адама и Евы" Уриил считается духом (то есть одним из херувимов) из главы 3 Бытия. Его также отождествляли с одним из ангелов, помогавших похоронить Адама и Авеля в Раю, и с темным ангелом, боровшимся с Иаковом в Пениэле. Другие источники изображают его победителем войска Сена-хериба, а также посланником Божьим, предупредившим Ноя о приближающемся потопе.
Согласно Луи Гинзбергу, Уриил представляет "князя света". Помимо этого, Уриил открыл небесные тайны Эзре, перевел проповеди и вывел Авраама из Ура. В позднем иудаизме его считают одним из четырех ангелов присутствия. Он также является "ангелом Сентября" и его можно вызвать, если ритуал будут совершать рожденные в этом месяце.
Считается, что Уриил принес на землю божественную дисциплину - алхимию, и что он дал человеку Каббалу, хотя другие исследователи утверждают, что этот ключ к мистической интерпретации Священного писания был даром Метатрона. Мильтон описывает Уриила как "регента Солнца" и "самого зоркого духа на небесах".
Драйден в "Состоянии невинности" пишет, что Уриил спускается с неба на колеснице, запряженной белыми лошадьми. В 745 году нашей эры Уриил был отвергнут церковным советом в Риме, но сейчас он стал Святым Уриилом, и его символ - открытая ладонь, держащая пламя.
Его отождествляют со "злым ангелом", напавшим на Моисея за то, что тот не удосужился соблюсти традиционный обряд обрезания по отношению к своему сыну Гершому, хотя книга "Зогар" (1, 93в) приписывает эту же роль Гавриилу: "Гавриил сошел на землю в виде огненного пламени в форме горящего змея> с намерением уничтожить Моисея "за сей грех".
Уриила также считают ангелом мщения, изображенным Прудоном на картине "Божественное мщение и справедливость", находящейся в Лувре. По сравнению с другими архангелами, Уриил очень редко представлен в произведениях искусства. Как комментатор пророчеств, он обычно изображается с книгой, или свитком папируса, в руке.
В "Онтологии, космогонии и физике Милътона" (1957), Уолтер Карри пишет, что Уриил "создает впечатление набожного, но не слишком восприимчивого физика с наклонностью к атомистической философии". Во "Второй книге Оракула Сибиллина" он описан как один из "бессмертных ангелов бессмертного Бога", который в Судный день: "сломает чудовищные задвижки несокрушимых врат Аида и повергнет их наземь, и выведет на суд всех страждущих, и призраков древних Титанов и исполинов, и всех, кого поглотил Потоп... и все они предстанут перед Господом и его троном".
В сцене борьбы Иакова с темным ангелом происходит загадочное слияние этих двух существ, и Уриил говорит: "Я сошел на землю, чтобы поселиться среди людей и по имени меня будут звать Иаков". Считается, что некоторые патриархи превратились в ангелов (например, Енох якобы превратился в Метатрона). Превращение ангела в человека отмечено лишь однажды - в случае с Уриилом.
5. Салафиил — служитель Божественных молений, выну к Богу о роде человеческом молящийся и человечков усердно, богомысленно и умиленно молитися научающий и к молитве возбуждающий.
6. Иегудиил — служитель Божественных восхвалений и исповеданий, помощник в подвигах и трудах, укрепляющий тех, кои труждаются в чем-либо для славы имени Господня, и мзду им за то от Бога ходатайствующий и уготовляющий.дин из семи архангелов в традиции православия.Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Он часто изображается на иконах держащим корону и хлыст. Иегудиил — покровитель всех, кто усердно трудится; корона, которую он держит, символизирует вознаграждение за духовный труд. Наряду со своими подчиненными ангелами, он является советником и защитником всех, кто работает во славу Господа, в частности царей, судей и других руководящих позиций.
7. Варахиил — служитель Божиих благословений и дарований человечкам от Бога ниспосылаемых. Святой Архангел Варахиил, по верованию Православной Церкви, явился ветхозаветному патриарху Аврааму у дуба Мамре в сопровождении двух Ангелов Божиих. Сам Господь через небесное посольство Своих посланников, символически изображавших Три Его Лица, подтвердил Свое прежнее обетование Аврааму о рождении Исаака от жены Сарры (Быт. 15; 4. 17; 19 - 21). А затем святой Архангел Варахиил с другим Ангелом Божиим отправился от Авраама к его племяннику Лоту в Содом. "Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов, - пишет архимандрит Никифор, - от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию Ангелы" (Библейская энциклопедия, М., 1891, стр. 436). И сказал Варахиил Лоту: "спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть" (Быт. 19; 17).
Так праведный Лот и его дядя патриарх Авраам через посещение их святым Архангелом Варахиилом удостоились особых милостей и благословений от Господа. Именно так и переводится на русский язык имя сего Небесного посланника - Благословение Божие.
В книге "Руководство к писанию икон" говорится о нем следующее: "Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном" (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через Своего Архангела Варахиила посылает Свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.
"Поелику благословения Божии различны, - пишет Святитель Иннокентий Херсонский, - то и служение сего Архангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое доброе дело, на всякое доброе житейское занятие" (Цит. Соч., стр. 14).
Рассмотрим какое-нибудь поприще приложения трудов человеческих в сфере хозяйствования, например, промышленность и торговлю.
У древних язычников покровителем торговли, купцов и прибыли считался греческий бог Гермес или римский - Меркурий. А по совместительству Гермес, обучивший своего сына Автолика искусному воровству, считался еще богом воров и обманщиков. Как говорится в древних мифах, сей лежебок не брезговал для достижения богатства ни ложью, ни воровством, ни даже убийством, и изображение которого поэтому может служить символом только уголовного мира - ворам и убийцам.
Этот лукавый плут - Меркурий-Гермес, будучи воистину лишенным всяческих добродетелей, символично изображается с полностью обнаженным телом. И поэтому возникает вопрос: каким таким образом изображения этого безнравственного существа, зачастую красующиеся на торгово-промышленных заведениях, сочетаются с тысячелетним опытом на Руси христианства, которое принципиально отстаивает нравственную ориентацию человека абсолютно во всем, в том числе и при занятии торговлей и коммерцией. Для примера можно указать на Центр международной торговли в Москве, на территории которого была установлена статуя бога Меркурия-Гермеса, к тому же, как это ни странно, работы известного на Москве крещеного скульптора-патриота (см. Лев. 19; 4).
В отличие от дьявола, имевшего своим орудием одного змея, торговый бес Гермес изображается держащим в правой руке жезл с двумя змеями. Это и понятно: "змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт. 3; 1).
А вот и еще печальный пример: согласно "Гербовнику Российской Империи", жезл языческого лежебока Меркурия, или кадуцей, странным образом присутствует на гербах аж десяти христианских городов (стр. 17)!
Но ведь наш Спаситель учит нас тому, чтобы мы мудрость змеиную обязательно соединяли с чистотой голубиною (Мф. 10; 16), то есть сметливость ума непременно сочетали с целомудрием сердца. Вот почему христианам, трудящимся в сфере торговли и промышленности, необходимо почитать святого Архангела Варахиила своим покровителем да не забывать украшать свои помещения его изображениями. В награду за наши молитвы к нему и труды он предлагает нам из недр одежды своей белые, чистые розы Божиих благословений и благодеяний.
Ангелы
Последний, девятый чин ангельский составляют Ангелы. Это — самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемый Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.